Банковские операции, совершаемые через Интернет, в последние 3-4 года стали довольно обычным явлением среди продвинутых пользователей. Интернет-банкинг активно развивается и завоевывает все большее количество сторонников,
тем не менее при всем удобстве он пока еще не заменяет среднестатистическому россиянину привычные платежи наличными. Почему Россия медленнее других стран приходит к данному виду услуг — в нашей сегодняшней статье.
История развития интернет-банкинга
Что такое интернет-банкинг? Понятие «интернет-банкинг», или E-banking, как технологии дистанционного банковского обслуживания, позволяющей вкладчикам банка получать доступ к информации о своих счетах и осуществлять операции по ним при помощи Интернета, возникло в 80-е годы в США. Именно тогда в Америке была создана первая система Home Banking, которая давала возможность частным лицам проверять свои счета, подключаясь к компьютеру банка через телефон.
Непосредственно перевод денежных средств со счетов через Интернет был впервые осуществлен в 1994 году Стэнфордским федеральным кредитным союзом, а уже в 1995 году был создан первый виртуальный банк — Security First Network Bank. Однако просуществовал он недолго и потерпел фиаско в силу экономических причин. Тем не менее первым банком, достигшим успеха в онлайн банкинге, стал Bank of America, который успешно развил интернет-банкинг, сделав его самым популярным средством оплаты счетов и кредитов в США. В настоящее время в странах Западной Европы и Америки услугами интернет-банков пользуются порядка 90% совершеннолетних пользователей Всемирной паутины.
В России банковские платежи посредством Интернета впервые появились в конце 90-х годов. Первопроходцем в этой сфере стал Автобанк, в 1998 году первым в стране запустивший систему «клиент-банк» — управление счетом онлайн. К слову, в последующие годы эта услуга развивалась в нашей стране довольно медленно, пропорционально развитию самого Интернета в массах, и только за последние шесть лет интернет-банкинг в России начал активно набирать обороты. Но об этом — чуть позже. До 2006 года ведущими банками культивировалась именно система «клиент-банк», однако к тому времени подобную услугу могли предоставить лишь 50% российских банков.
Скачок в развитии интернет-банкинга в России произошел в последние несколько лет, что связано с растущим распространением высокоскоростного Интернета, а также с развитием и совершенствованием банковской сферы в целом. Кстати, не стоит путать интернет-банкинг с системой «клиент-банк»: основная разница между ними состоит в том, что интернет-банкинг хранит данные по всем совершенным транзакциям на сервере, а в «клиент-банке» все происходит только on-line.
Система интернет-банка представляет собой практически «домашний» банк, оказывающий большинство банковских услуг — расстояния для этого сервиса не имеют значения. Более того, для тех, кому некогда, да и просто не хочется заниматься заполнением платежного поручения, а после терять время в очередях, сегодня как никогда актуально производить любые банковские операции максимально быстро и просто, причем в любое время и в любом месте. Именно поэтому наиболее распространенными и востребованными услугами интернет-банкинга на текущий момент являются транзакции по переводу денежных средств и инфосервисы. Стоит заметить, что в последние годы существенно возросло и количество пользователей такой услуги, как мобильный банкинг, позволяющей совершать операции с банковским счетом непосредственно с помощью мобильного телефона.
Основным достоинством системы интернет-банка является возможность дистанционного доступа к своему банковскому счету по любым запросам — от получения подробной информации по состоянию своего счета до транзакций по погашению кредитов, переводов денежных средств между счетами или оплаты товаров и услуг. Банки предлагают осуществлять оплату коммунальных услуг, операторов мобильной связи и компаний — провайдеров сети Интернет, удаленно открывать депозитный счет или дистанционно оформлять заявки на получение кредитов.
Как подключить интернет банкинг? Активировать систему интернет-банкинга по желанию может любой клиент банка. Для этого достаточно заключить соглашение с банком, по которому физическое лицо будет осуществлять вход в систему интернет-банкинга с помощью логина и пароля. Также при необходимости для него будут сгенерированы уникальные сертификаты цифровой подписи.
Собственно, получив доступ в систему интернет-банка, клиент может управлять своим счетом с компьютера, имеющего прямой доступ к Интернету. Для того, кто знаком с любым браузером — от Mozilla до Internet Exrlorer, все просто и понятно. Тем не менее, несмотря на то, что более 55% россиян являются пользователями Всемирной сети, а с интернет-банкингом все обстоит не намного сложнее, чем с электронной почтой, эта услуга только начинает приживаться среди населения, и уровень ее использования все еще остается низким.
Интернет-банкинг в России и в мире
В идеале интернет-банкинг в России, как это давно случилось на Западе, со временем должен стать системой управления семейным бюджетом, которая давала бы возможность работы с банком через Интернет посредством нескольких аккаунтов с различными лимитами и настройками. Однако, по мнению экспертов, не все пользователи Интернета в нашей стране психологически готовы совершать операции таким образом. Особенно это касается старшего поколения. И это серьезная проблема для банков, поскольку им необходимо переломить привычку большей части населения целиком снимать зарплату в банкоматах и стоять в очередях на почте для оплаты коммунальных услуг. Здесь важно правильно преподнести клиентам интернет-сервис в доступной форме и научить использовать его преимущества, а это еще и вопрос финансовой и компьютерной грамотности населения страны. Пока он достаточно низок.
Люди все еще доверяют наличности больше, чем обязательствам банка — страх за собственные сбережения, формировавшийся на фоне различных финансовых кризисов, в нашей стране перебороть пока, увы, не так просто. Однако постепенно ситуация меняется в лучшую сторону: поколение, для которого Интернет — неотъемлемый атрибут жизни, уже активно пользуется всеми плюсами виртуального финансового пространства. Кроме того, сегодня происходит смена клиентской модели поведения. Если раньше по любому поводу клиенты звонили или приходили в отделения, то теперь у них под рукой доступный Интернет.
Что же касается мировой практики — глобальное исследование рынка мобильного и интернет-банкинга (Internet & Telephone Banking Market Report 2011), проведенное в позапрошлом году, показало, что число пользователей онлайн-банков на тот момент составило 45,1 млн. человек, что почти вдвое превышает данные 2010 года. К 2015 году, уверены эксперты, этот показатель будет расти и дальше — не менее 60 млн. активных пользователей интернет-банкинга аналитики предрекают уже через три года. А это действительно огромные цифры.
Постепенно за «цивилизованным сообществом» тянется и Россия — благодаря росту продаж планшетных компьютеров и развитию приложений для мобильных телефонов развитие интернет-банкинга постепенно набирает обороты: за последние два года он превратился в полноценный и качественный продукт. Этот рост обусловлен как активным увеличением числа пользователей Интернета в России, так и улучшением качества доступа к Всемирной паутине в регионах.
Безусловно, дистанционное банковское обслуживание предоставляют не все банки, однако практически каждый банк, как правило, уже сегодня имеет в своем арсенале «мобильный банк» и услугу SMS-оповещения о транзакциях. Те финансово-кредитные организации, которые профессионально подошли к решению вопроса интернет-банкинга, имеют сегодня значительные конкурентные преимущества перед банками, не предоставляющими подобную услугу. Впрочем, для того чтобы интернет-банк работал успешно и завоевывал популярность среди населения, он должен быть, прежде всего, удобным — причем от момента подключения интернет-банка до начала работы с пользовательским интерфейсом.
первоисточник http://constructorus.ru