Их империи возникли в редких отраслях, а банковские счета пополнялись благодаря необычным занятиям.
После публикации каждого нового списка миллиардеров Forbes начинаются подсчеты: сколько их в каждой стране или столице, сколько мужчин и сколько женщин, сколько женатых, а сколько холостых и каковы источники их состояний. Выясняется, что в последнем всемирном списке больше всего миллиардеров (139, общее богатство — $526 млрд) заняты в инвестиционном бизнесе, на втором месте (129, $628 млрд) те, кто заработал свои миллиарды на моде и розничной торговле, а на третьем (91, $398 млрд) — энергетики.
Немало в списке миллиардеров оказалось риелторов, «технологов», финансистов, «шахтеров» и металлургов. Но есть среди богатейших жителей Земли единицы, опыт которых не повторил никто другой: их империи возникли в редких отраслях, а банковские счета пополнялись благодаря необычным занятиям. Среди них повелительница ароматов из Гонконга, финский правитель лифтов и эскалаторов, голландский император оконных жалюзи, украинский яичный король и даже наркобарон.
Сладкий цемент
Самый богатый житель Африки нигерийский сахарный король Алико Данготе (№ 51 списка Forbes, состояние $13,8 млрд). Кроме того, Данготе — предприниматель с самым быстрорастущим состоянием в мире: в прошлом году оно увеличилось на 557%. Катализатором роста стал выход на биржу цементной компании Данготе, капитализация которой составила четверть всего нигерийского фондового рынка.
Созданная в 1977 году маленькая торговая фирма превратилась со временем в огромный конгломерат, ставший сначала главным поставщиком сахара для местных производителей прохладительных напитков, пива и сладостей, а затем распространившая влияние на цементный бизнес не только на родине, но и в Бенине и Гане. Новые предприятия строятся в Замбии, Танзании, Конго и Эфиопии, а отгрузочные терминалы — в Сьерра-Леоне и Либерии. Успешность Данготе связывают с поддержкой правящей Народной демократической партии: на переизбрание в 2003 году бывшего президента страны Олусегуна Обасанджо предприниматель потратил более $200 млн, поддержал он и следующего правителя страны Умару Муса Яр-Адуа. Сегодня компании Dangote Group доминируют на нигерийских рынках соли, риса, текстиля и осваивают новые направления — транспортное и нефтегазовое. На свой последний день рождения 54-летний Данготе купил себе за $45 млн новенький самолет Bombardier. Британская Daily Mirror уверяла, что он собирается приобрести 16% команды Arsenal, однако миллиардер опровергает эти слухи.
Заклинатель деревьев
IOI Group малазийского миллиардера Ли Шин Ченга (№ 208, $5 млрд) начинала с выпуска пальмового масла, которое применяется в пищевой, косметической и металлургической промышленности, и выросла в крупнейшего в мире производителя. Группа занимается также девелопментом в Малайзии, Индонезии, Европе и США.
Сын китайского лавочника, Ли рос на каучуковой плантации и бросил школу в 11 лет, чтобы помогать семье. В конце концов он получил среднее образование, но не смог поступить управляющим на пальмовую плантацию компании Dunlop Estate, поскольку, как ему объяснили, недостаточно владел английским языком. Через 20 лет, в 1989 году, он купил фирму, которая отвергла его, и считает этот день самым счастливым в жизни. Ли называет пальмы своими «подружками», а конкуренты и журналисты прозвали его за постоянные походы вдоль и поперек многочисленных плантаций «заклинателем деревьев».
Повелительница ароматов
Имя президента гонконгской Huabao International Чу Лам Ю (№ 409, $2,8 млрд) ничего не говорило никому в мире, пока в 2008 году не появилось на страницах Forbes в списке самых молодых женщин-миллиардеров. Тогда ей было 38 лет и она со своими $1,3 млрд занимала 760-е место в мировом списке богатейших. Она ничего не получала в наследство, а построила свое богатство сама. За десять лет, начав с парфюмерного бизнеса и торговли приправами, Чу создала целую инвестиционную империю. Она и теперь не любит публичности, но умело играет на интересе инвесторов к активам, ориентированным на растущий в Китае внутренний спрос, и проявила себя в многочисленных сделках настоящим бизнес-стратегом. «Дочки» ее холдинга ведут научные исследования, производят парфюмерные, табачные и пищевые ароматы, а также отдушки для чистящих средств.
Лифт к богатству
Финну Антти Херлину (№651, $1,9 млрд) бизнес достался по наследству от отца, Пекки Херлина, а тому — через отца от деда, Харольда Херлина, который в 1924 году купил выпускавшую лифты фирму KONE. Нынешний председатель совета директоров компании, владеющий примерно 20% ее экономического интереса и более чем 60% голосующих акций, мог бы быть еще богаче, если бы не поделился отцовским наследством с братьями и сестрами.
Их отец, жизнь которого описана в книге журналиста Джона Симона «Князь KONE», был не только трудоголиком, развивавшим семейную фирму, но и деспотом, страдавшим психическими расстройствами. Любимым фильмом Пекки был «Крестный отец», а идеалом — мафия с ее слепой преданностью семье. В конце жизни глава KONE переписал завещание, сделав единственным наследником старшего сына Анти, и только его решение сделать братьев и сестер мультимиллионерами погасило скандал.
Гуляющая под дождем
За последний год Хэ Чиаону (№782, $1,6 млрд), китайский ландшафтный архитектор, владелица и президент Beijing Orient Landscape удвоила свое состояние и впервые попала в список Forbes. В холдинге, торгующемся с 2009 года на Шэньчжэньской бирже, ей принадлежит 72%. Растущий класс китайских нуворишей стремится к современному досугу, но с китайской спецификой, и 400 дизайнеров из ее холдинга встраивает поля для гольфа в пейзажи, знакомые ее клиентам по средневековым рисункам. Сама же она призналась Forbes, что любит гулять под дождем.
Миллиарды из тени
Преумножить состояние на тени — в буквальном смысле — смог голландец Ральф Зонненберг (№782, $1,6 млрд). Его отец Генри основал в 1919 году компанию по производству механических инструментов, а затем преобразовал ее, создав новую технологию производства алюминиевых пластин для венецианских жалюзи. Сегодня в группу Hunter Douglas входит 164 производственные, сборочные и маркетинговые фирмы в 100 странах. Корпорация известна тем, что с 1 июня 2010 года прекратила все интернет-продажи, объявив, что виртуальные офисы не могут обеспечить тот же высокий уровень обслуживания, какой возможен в реальных. В прошлом году Hunter Douglas поставила жалюзи и потолочные системы на строительство самого высокого здания в мире Бурдж-Халифа в Дубае.
Король Гражданского кодекса
Самого богатого и знаменитого американского адвоката Джо Джамэйла (№833, $1,5 млрд) называют еще и королем Гражданского кодекса. Он настолько востребован, что с порога отвергает сотни дел, какими бы громкими они ни казались. Одним из последних было предложение вести многочисленные иски против BP, разлившей нефть в Мексиканском заливе. «Я слишком занят», — ответил он. В 1985 году он выиграл процесс между нефтяными компаниями Pennzoil и Texaco, который стал самым дорогим иском в истории: Texaco пришлось заплатить $11 млрд, а гонорар Джамэйла составил $335 млн. Благодаря ему производители отозвали три опасных продукта: винтовку Remington 600, трехколесный внедорожник Honda и лекарство Parlodel. Он выиграл больше 200 дел о причинении личного вреда с компенсацией более $1 млн по каждому. Собственная мать описывала Джо в детстве как мальчика, с которым она бы не советовала своим детям играть. «Его знакомые называли его «спасителем», «филантропом», «хорошим парнем» и «сукиным сыном», но никто и никогда не считал его скучным», — написали издатели в аннотации к его книге «Адвокат. Мои суды и победы».
Волшебное превращение
Автор серии книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг (№1140, $1 млрд) в представлении не нуждается. Даже если жившая раньше в нужде мать-одиночка ничего больше не напишет, гонораров за историю подростка-волшебника, фильмы о нем, сувениры и доходы с парка аттракционов в городе Орландо (Флорида) хватит на всю оставшуюся жизнь. Тиражи ее книг, описывающих жизнь в школе магии Хогвартс, вышли уже тиражом более 400 млн и были переведены почти на 60 языков, включая латынь и древнегреческий. Акции ее американского издателя Scholastic выросли с 1998 года, когда была напечатана первая книга, на 50%.
Золотые яйца
Кто бы знал бывшего зампреда украинской госкомпании «Нафтогаз Украины» Олега Бахматюка (№1140, $1 млрд), если бы в 2007 году он не продал свои доли в прибыльных газораспределительных компаниях и не покинул бизнес, рентабельность которого так сильно зависит от политического климата. Взамен он сосредоточился на купленном за четыре года до этого в родном Ивано-Франковске производстве яиц. Сегодня в его яичной империи 19 птицеферм, 6 подразделений по производству кормов, завод по обработке яиц, 3 подразделения для разведения племенной птицы, 3 хранилища и 9 ферм по всей Украине. В 2009 году Бахматюк провел IPO своего агрохолдинга «Авангард» на Лондонской фондовой бирже, выручив примерно за 20% акций $210 млн. Другими словами, его бизнес оценили в $1 млрд. Среди мелких фермеров, которые производят львиную долю всех украинских яиц, его холдинг занимает, по собственной оценке, четверть рынка и больше половины рынка яичных продуктов. Но и это не устраивает бывшего газовика, который уже продает на экспорт 17% продукции. Его привлекают азиатские и средневосточные рынки, «которые нуждаются в белках», рассказывал миллиардер газете The Kyiv Post.
Игла «Робин Гуда»
Мало у кого из списка Forbes есть воровские клички, а вот мексиканец Хоакин Гусман Лоэра (№1140, $1 млрд), наркобарон из Картеля Синалоа, известен как El Chapo, «Коротышка». Считается, что картель поставляет в США четверть всей «дури». Появление имени «Коротышки» в списке богатейших предпринимателей, менеджеров и рантье вызвало смятение: один из участников «списка Мидаса» отказался от упоминания своего имени, мексиканское правительство назвало это оскорблением, однако журнал Time посчитал, что, если учитывается только размер богатства, то принцип, по которому Гусман оказался на страницах Forbes, «ежу понятен». Тем более что Хоакин не первый такой: до 1993 года и гибели в перестрелке с полицией список украшало имя его колумбийского коллеги Пабло Эскобара. С тех пор как Гусмана вывезли в 2001 году из тюрьмы в машине с грязным бельем, картель стал основным поставщиком наркотиков из Центральной Америки в Северную и, по оценкам экспертов, «отстирал» за прошедшие годы больше $20 млрд оптового оборота. Впрочем, в родной провинции Синалоа Гусмана считают кем-то вроде Робин Гуда, который «приводит в порядок города и… кладбища», свидетельствует Chicago Tribune. Любимым способом запугивания местного населения по-прежнему остается растворение тела врага в ванне с кислотой.